13:15 14.02.2024
Олег Александрович Чагин: «Детям необходимо показать то будущее, в котором будут учиться уже их дети!»

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении межведомственной программы «Плавание для всех», согласно которой до 2030 года 12,5 миллионов детей страны должны пройти обучение плаванию. Целями программы являются всеобщее обучение детей плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку и создание условий для занятий плаванием для различных возрастных и социальных групп населения. Почему реализация поставленной Правительством задачи так важна? Об этом с «Хлебом» побеседовал директор НИИ Антропогенеза Олег Александрович Чагин.

Олег Александрович, какова в России сегодня ситуация с бассейнами для детей?

Сложная. Из почти 48 тысяч дошкольных образовательных учреждений, где учится 7 300 000 детей, бассейны функционируют менее чем в четырёх тысячах школ, а в общеобразовательных организациях и того хуже — для 17 600 000 учеников бассейны есть только в пяти процентах из 39 200 школ. Сегодня в России численность детей, умеющих плавать, примерно в шесть раз ниже цифры, озвученной в распоряжении Правительства. Так что работа предстоит колоссальная!

Почему Правительство решило обратить внимание именно на плавание?

При минимальных затратах именно плавание, как особый вид физической культуры, перекрывает наибольшее количество вопросов, связанных со здоровьем ребёнка. Бассейн сам по себе формирует целый куст физических специализаций, например, акробатику, гимнастику или прыжки в воду.

В чём особенность плавания? В том, что ребёнок, в отличие от других видов физической деятельности, опорой для своего положения использует всё тело, а не стопу, то есть фактически находится в 3D проекциях и вынужден там двигаться. Плавание помогает детям: во-первых, добиться понимания собственного тела, что оно не может утонуть, а во-вторых, и это главное — учит ребёнка скользить в воде, делает для него воду дружественной стихией.

Начиная с младенчества, ребёнок с мамой используют воду как реабилитационную и развивающую среду, поскольку грудничок спит под воздействием гравитации, и весь набор его физических действий очень ограничен в течение нескольких месяцев, а вода в этот же период времени даёт ему возможность полноценного движения, работы суставного аппарата, мышечных групп и тренировки дыхания.

В более старшем, ясельном возрасте ребёнок спокойно держится в воде и вся его игровая техника, все коммуникации с мамой и папой абсолютно ему доступны. Чтобы ребёнок получил минимум необходимой физической нагрузки, ему в этом возрасте достаточно двух раз в неделю занятий на воде по 30-40 минут.

А вот в школе он уже должен изучать техники плавания, которых не так много, и каждая из них — очень точная двигательная активность, которая утверждается сенсорно, то есть ребёнок чувствует все эти изменения в теле. Главным показателем является его плавучесть. В отличие от чувства равновесия, плавучесть — это более глубокая структура. Мозг устроен так, что возбуждение и формирование более глубоких структур автоматически переносятся: чем активнее мы затрагиваем глубокую структуру, тем эффективнее достигается более полноценная нагрузка на мозг. Это очень важный элемент физиологии развития мозга!

Ну, и, наконец, в старших классах необходимо два полноценных урока минимум по 40 минут, где подросток должен уверенно и спокойно изучать разные техники – борьба здесь должна идти не за миллиметры и миллисекунды, а за то, чтобы он умел плавать и владел своим телом!

Плавание это ведь не только здоровье, но и безопасность детей?

Совершенно верно. По данным МЧС России, количество происшествий на воде увеличилось на 4,3%, число утонувших детей по отношению к общему числу погибших выросло до 10,8%. Основная причина трагических случаев — отсутствие навыков плавания, и мы обязаны исправить эту статистику!

Согласно распоряжению Правительства, в 14 пилотных регионах будет сформирован государственный социальный заказ на оказание услуг по организации занятий плаванием. Как программа будет реализована на новых территориях, в частности – в Запорожской области?

Именно Запорожская область шагнула вперёд и заявила о создании инновационно-образовательной территории — и не просто как отдельно взятого региона, а всего Азово-Черноморского кольца. Запорожская область становится драйвером развития всех причерноморских земель, что заложено в десятилетней стратегии развития губернатора Евгения Балицкого, утверждённой Президентом РФ Владимиром Путиным.

Преимущество новых территорий заключается в том, что здесь есть потребность в новом уровне образования! Мало восстановить школу, обшить её сайдингом и завести туда новую мебель. Детям необходимо показывать то будущее, в котором будут учиться уже их дети: всю развитую инфраструктуру инновационно-образовательных модулей с их бассейнами и кампусами, которые должны стать профессиональным стандартом для образовательных учреждений.

Если все освобожденные территории возьмут такой опыт за минимальный профессиональный стандарт, это будет, конечно, колоссальная идеологическая и воспитательная победа. Нужно добиваться уровня, когда ребёнок находится в школе на пятиразовом бесплатном питании, пользуется бассейном и всем физкультурным комплексом. То, что сейчас считается роскошью,
для детей должно быть доступно и стать средой их безусловного развития!

Олег Александрович, вы ведь были у истоков подобной программы, разработанной в 2010 году. Расскажите о ней!

Мы действительно разрабатывали инновационно-образовательные модули, включающие бассейны, производственные, оздоровительные, спортивные и культурные мероприятия. Эта технология, прежде всего, предназначалась для Северного морского пути — на тот момент задача стояла показать на севере развитие образовательной инфраструктуры: работы в этом направлении продолжаются до сих пор.

И здесь складывается очень интересная взаимосвязь – ведь проекты инновационно-образовательных модулей, востребованные в Арктике, сейчас точно так же актуальны для развития новых территорий, потому что это крайние линии жизнедеятельности людей.

Пилотным регионом для нашей работы стал Красноярский край, сейчас эта же роль отведена и Запорожской области: в ближайшее время рабочая группа оттуда прилетит в Сибирь для обмена опытом, в том числе по инновационно-образовательным модулям. Символично, что таким образом будет зациклена работа пятнадцатилетнего периода.

Сегодня в Запорожской области цели у нас понятные: каждый ребёнок должен иметь доступ к создаваемой инфраструктуре, и любой руководитель обязан обеспечить среду формирования ребёнка — на новых территориях это умножено по ответственности на много раз. Регион нужно поднимать, исходя из перспективы его развития через 10-15-25 лет, и детям необходимо показывать, что это их территория, что им здесь жить!

еще по теме

Другие разделы