Кто променяет изысканный Санкт-Петербург на провинциальную Запорожскую область, где, к тому же, порой падают снаряды? Дизайнер Анастасия Маора поступила именно так. В 2021 году она запустила собственный бренд одежды, а в 2022-м – приехала на новые территории, чтобы возрождать брошенную швейную фабрику.
Шитье под грохот снарядов
— Вот тут хочу потолок закрыть картинами. И колонны выкрасить в белый. Стену заделать, а то плитка осыпалась после прилета. – Анастасия показывает корреспонденту «Хлеба» пока пустующее помещение на первом этаже.
Она так контрастирует с окружающей полувоенной действительностью – эта хрупкая женщина, которая до приезда сюда шила невесомые элегантные платья, такие же легкие и изящные, как она сама. И здесь, в нескольких километрах от линии боевого столкновения, она говорит о красоте, о том, как собирается выстраивать вдоль стены манекены и пошить гигантский рюкзак, чтоб с ним все фотографировались. Комната сразу наполняется теплом, этой такой неуемной женской созидательной энергией.
— Стояли тут как-то со швеей, услышали прилет. Она говорит: «Бежим?», а я отвечаю: «Рано», — Анастасия рассказывает об этом как о чем-то будничном, мол, с кем не бывает. — А потом начали звонить колокола. Мы стояли, молились. На фабрику ничего не упало.
Линия фронта – совсем рядом. Чуть отъедешь в сторону – и вот они: окопы, колючая проволока, «зубы дракона» вдоль горизонта. Ни конца им, ни края. Где-то там, вдали, ухает, бахает.
Тем временем на фабрике за швейными машинками сидит дюжина отважных женщин, которые даже бровью не ведут, всё строчат и строчат идеально ровные швы.
— Грохочет иногда за окном, конечно. Но когда машинки работают, не слышно, – пожимают плечами.
Фабрика занимает старое здание середины прошлого века, которое, кажется, не знало нормального ремонта с тех самых пор. Анастасия Маора запустила производство в ноябре прошлого года и постепенно приводит помещения в порядок.
— Несущие колонны, которые находятся в подвале, были практически разрушены, торчали штыри. Было очень опасно, и первое, к чему мы приступили, – это к их восстановлению, – вспоминает руководитель фабрики. – Сейчас колонны в целости, всё хорошо. «Причесываем» фабрику, меняем светильники.
Украинское руководство бросило предприятие вместе с сотрудниками. Убегая, повредили некоторое количество оборудования.
— На 60% оборудование было исправным, нуждалось в запчастях и профилактике. Есть 12 швейных машинок, которые не подлежат восстановлению, есть еще такие, которые требуют только оригинальных запчастей, их получить пока проблемно, – говорит Анастасия Маора. – Сейчас у нас нет такой загрузки, решили повременить с закупкой.
Пока на фабрике работает 26 человек из возможных 80, так что чинить все швейные машинки сразу нет нужды: на них пока некому работать.
— Есть дерзкий план: к концу 2023 года в штате иметь 80 человек, 60 из которых – швеи. Мне кажется, это реально. Несмотря угрозы и взрывы, люди возвращаются [в Токмак], и им нужна работа, — говорит Анастасия Маора.
Когда она взяла фабрику под свое управление, первым делом изменила зарплатную политику. Теперь швеям платят в 3,5 раза больше!
Анастасия сама в прошлом швея с 20-летним стажем и прекрасно понимает, какой это тяжелый труд. Своих сотрудниц ценит на вес золота:
— Швея в моем понимании – это основная фигура на производстве, а не директор. При всей неказистости фабрики у этих людей – золотые руки. Я знаю фабрики, где всё красиво, супероборудование, но там нет рук. А руки – это всё. Вот эти женщины с закрытыми глазами на самой разрушенной машинке сделают то, что должны. Это опыт.
Тем не менее нет предела совершенству, и швеи продолжают повышать квалификацию на дистанционных курсах, доступ к которым им покупает предприятие.
«Бессмертные вышивальные пони»
При Украине фабрика работала исключительно под пошив, крой приходил из Запорожья. Сейчас оборудуют и раскройный, и конструкторский, и текстильный цеха.
— У нас даже есть отдельный уголок, где есть вышивальные машины 1984 года! И они работают! Наши «бессмертные пони», – улыбается Анастасия.
В украинские времена на предприятии шили одежду для ВСУ. Сейчас перешли на гражданские изделия: сумки, рюкзаки, косметички, аптечки, чехлы для термосов. Кроме того, шьют спецодежду для заводов и фабрик.
— Первым делом девочки меня спросили, что будем шить. Попросили: только не «военку». Не будет «военки», говорю, шейте сумки, – вспоминает Анастасия.
Поставляют продукцию пока только по Запорожской области, но планируют выходить в другие регионы и даже на маркетплейсы – как только фабрика наберет производственную мощность.
— Чтобы мы могли никогда никого не подводить с объемами и сроками, – подчеркивает Анастасия.
Ткани и фурнитуру сейчас привозят из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Ростова. Налаживают связи, логистику.
В советское время фабрика выпускала одежду из замши и вельвета – высший пилотаж в легкой промышленности.
— Эти ткани требуют особых знаний, навыков, – объясняет Анастасия Маора. – Местные швеи считались лучшими в Союзе, эталоном. Фабрики конкурировали с «Большевичкой».
Новое руководство планирует возродить былую славу.
— Получили сертификаты и декларации на свою продукцию, будем регистрировать бренд. Fashion Week, конечно, пропускаю опять… но ничего, мы еще пройдем по подиуму в одежде из Запорожской области!
Текст: Анастасия Жукова