Тишина, утопающая в зелени веранда, травяной чай со свежим мёдом с собственной пасеки – такие мечты о деревенской идиллии время от времени возникают у каждого второго офисного работника, уставшего от метро, отчётов и совещаний. Российский стартап «Пчелошеринг» настроения уловил и предложил людям если не веранду и тишину, то как минимум свежий мёд. Приобрести свой улей теперь можно, не выходя из городской квартиры.
«Когда человек участвует в процессе, появляется привязанность»
Идея появилась, когда дизайнер из Санкт-Петербурга Артём Жаров решил купить улей и договорился с лучшим другом – пасечником Михаилом Клецким – что тот будет следить за «покупкой», ведь сам Артём ухаживать за пчёлами Артём не очень-то умел.
«Я был самым первым пользователем «Пчелошеринга». Купил улей, договорился с пчеловодом, моим другом Мишей, что он будет им заниматься. Он присылал мне отчёты с пасеки. Я раз в две недели приезжал потусоваться, посмотреть пчел, попчеловодствовать. Когда собирали мёд, я придумывал, какую этикетку на банку налепить, как это продавать, как назвать. Как дизайнер этим всем развлекался. В итоге всё то, что я описал, стало продуктом «Пчелошеринга», то есть экспириенс владельца пасеки. Ты сам время не тратишь, познания никакие не нужны, но у тебя будет своя пасека, сделанная под тебя, будет свой мёд, свой бренд», — говорит Жаров.
Проект запустили в 2021 году, использовав механику фьючерсов и долевого участия.
«Не хотелось просто продавать мёд и не хотелось просто пасеку делать. Это нежелание совпало с поиском пути масштабирования пасеки без привлечения внешних средств, особенно заёмных. В процессе родилась эта идея. Мы пришли к этому через фьючерсы. Вспомнили механику фьючерсов и подумали: а что тут можно придумать? В это время на слуху была шеринговая модель и была идея подписки, но подписка не интересно, показалось, что людям будет интересно владеть, ощущать большую причастность. И будет эффект IKEA, когда человек сам участвует в процессе, появляется эмоциональная привязанность», — рассказал «Хлебу» основатель «Пчелошеринга» Артём Жаров.
Улей в подарок
Клиенты «Пчелошеринга» дистанционно покупают целый улей, половину или даже 1/8 часть улья, в течение года платят за обслуживание и получают мёд. Получилось хорошее соотношение цена-качество, отмечает Жаров. Но есть и минус: мёд привозят только раз в год.
Улей можно приобрести не только для себя, но и в подарок. Именно подарочные сертификаты на улей помогли стартапу взлететь, ведь запускался он как раз перед новогодними праздниками.
«Мы поняли, что как подарок вообще отлично залетает и все наши минусы превратились в плюсы. То, что люди получают мёд раз в год – это своеобразный прикол. История, растянутая во времени. Этот подарок ещё ценнее, а мёд — ещё более долгожданный», — говорит Жаров.
«Была цель – выжить во всех смыслах»
Не успели партнёры отработать первые заказы, как произошла трагедия: сооснователь «Пчелошеринга», пасечник Михаил Клецкий погиб через месяц после запуска проекта.
«Это сильно отразилось [на работе]. Продвижением никто не занимался. Была цель выжить во всех смыслах. Не прекратить делать проект, который затевался как совместная деятельность с другом. Без пчеловода нужно было сделать так, чтобы пасека функционировала. Я пытался разобраться [в уходе за пасекой], привлекал знакомых. И только под конец первого сезона появился пчеловод», — вспоминает Жаров.
Сейчас у «Пчелошеринга» более 300 клиентов, самый востребованный тариф – покупка 1/8 улья. На втором месте – покупка целого улья.
«С точки зрения маркетинга с осени начнём работать иначе, в офлайне будем продвигать. Участвуем в выставке в Москве. У нас сортировочный центр в Санкт-Петербурге, планируем большие офлайновые активности по привлечению», — отметил Жаров.
Италия подождёт
Сначала Артём и Михаил планировали протестировать модель «Пчелошеринга» на одной пасеке, чтобы выявить подводные камни, а потом масштабировать проект на всю страну и на Европу, где продажи мёда выше (например, в Германии потребляют в 4-6 раз больше мёда). Ещё интерес к проекту есть в США и Португалии, но пока выход на заграничные рынки отложился из-за СВО, санкций и потери партнёра.
«У совладельца нашей пасеки – сестры моего друга Михаила — муж итальянец. В Италии много родственников, и среди них есть пчеловод. Мы планировали запускаться, работать и тестировать итальянский рынок. По факту у меня оказался доступ к итальянской общине с пониманием менталитета, с пониманием, как перенести всё на итальянские рельсы. Но пока что всё застопорилось и, честно говоря, в связи с утратой Михаила это всё на второй план отодвинулось. До происшествия мы хотели максимально быстро развиваться. В итоге полная противоположность. Я решил не спешить», — рассказал Жаров.
«Продаём не мёд, а опыт»
Среди новых услуг, которые готовят к запуску, — туры на пасеку, где уже подготовлена инфраструктура. Заявки от желающих есть, а сама услуга доступна в формате: приехали, посмотрели, попили чаю, сфотографировались и уехали.
«Скорее всего, будем делать формат экскурсионный. Пасека находится в экопоселении. Это такое андерграундное явление для большинства людей, никто толком об этом ничего не знает. И нам было бы интересно рассказать. Хотим привозить людей на целый день. Устраивать фотосессии, экскурсии, мини-походы по окрестностям. Это всё в радиусе 2-3 километровот пасеки», — сказал Жаров.
К следующему сезону он хочет не только возить туристов на имеющуюся пасеку, но и привлечь в проект 20 новых.
Партнёрские пасеки отбирают тщательно. В первую очередь, пасечник должен ориентироваться на качество продукта. А ещё – уметь красиво рассказать о своей работе, показать её. По словам Жарова, красивый рассказ о жизни пчёл – это важная часть проекта, поскольку «Пчелошеринг» продаёт не столько мёд, сколько особенный опыт.
При покупке улья клиент получает доступ в личный кабинет, где отображаются отчёты в виде свёрстанных лонгридов. А в этом году появится возможность наблюдать за работой пчёл через веб-камеры, отслеживать прирост или убыль мёда при помощи онлайн-весов. Артём Жаров сомневается, смогут ли другие пасечники делать такие же отчёты.
«Свёрстанные в нашем стиле лонгриды очень атмосферные, красивые и эстетичные. Там журнальная вёрстка. Для меня – это весомая часть продукта. Вот только пока не понятно, как это масштабировать. Возможно, в сторону упрощения пойдём. Может быть, появится какая-то редакция, которая это будет верстать по шаблону и оптимизировать тексты. По сути, нужны несколько человек в команду, чтобы с каждой пасеки получались классные отчёты. В любом случае, на пасеке должен быть человек, который должен всё снимать, записывать факты и впечатления», — говорит основатель проекта.
Медовые инвесторы
Предполагается, что пасечник-партнёр будет ухаживать за пчёлами, производить мёд и делать отчёты, а фасовкой, брендированием и маркетингом будет заниматься команда «Пчелошеринга». Часть средств пасечник получает авансом, которые может вложить в развитие.
«Мы предлагаем пчеловоду работать по розничной или мелкооптовой цене – это для кого как. Мы ещё условия взаимодействия с партнёрами тестируем. Для пчеловода это возможность продавать мёд мелкооптовыми партиями. Грубо говоря, он совершенно не занимается продажами, маркетингом, а просто занимается своей работой и продаёт по нормальной цене. При этом продаёт не по баночке, а отправляет весь урожай. Например, продал через нас 10 ульев и с них мёд одной посылкой отправляется. Мы его принимаем в Питере в сортировочном центре, фасуем и рассылаем клиентам», — уточнил Жаров.
Подключение пасек к проекту позволит привлекать инвесторов. Артём Жаров намерен превратить «Пчелошеринг» в инвестплощадку, где можно будет оценить урожайность пасеки и выбрать подходящую, чтобы вложить деньги.
«К нам сейчас приходят люди и говорят, что хотят инвестировать в ульи. Или вкладывать средства и потом получать их обратно с процентами, или же получать мёд. Такой механики сейчас нет… Для инвестиционного продукта не нужны фотоотчёты, романтика, наклейки на банки. Там нужен контроль, возврат инвестиций, возможность выйти и автоматизация: чтобы человек мог посмотреть вот на этой пасеке такая урожайность и вот такой мёд по ценности, а на этой — вот такой. И решить, куда вкладывать», — отметил Жаров.
Доставка – круглый год
Артём Жаров намерен изменить образ «Пчелошеринга» и изменить систему доставки мёда клиенту.
«Надо из модного прикола превращаться в повседневный практичный продукт. И мы его переделываем. Пришло понимание, что доставка — не проблема. Человеку не проблематично заплатить лишние 300 рублей за доставку, зато он не будет получать весь мёд одной посылкой. Куда ему девать 20 килограммов мёда в квартире? Теперь мёд будет храниться на пасеке или в фасовочном центре. И в любой момент ты говоришь: «Ребята, сейчас Новый год, хочу подарить половину урожая друзьям, нужно 10 банок такого размера и 5 банок такого с разными этикетками, их — разослать на два адреса». Пожалуйста, нажал – сделал», — сказал он.
Артём Жаров считает, что в России отсутствует культура потребления мёда, сформировать эту культуру – одна из маркетинговых задач «Пчелошеринга».
Фото и видео: предоставлено Артёмом Жаровым
Автор: Олег Гибинюк