Минтруд России планирует оценить количество россиян, работающих в теневом секторе экономики. Для этого разработана специальная методика, состоящая из двух этапов. Первый подразумевает определение количества неработающих лиц в трудоспособном возрасте при помощи данных Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Второй — определение потенциальной численности теневого сектора. Для этого из данных первого этапа вычтут суммарную численность россиян, имеющих основания не работать.
По итогам расчёта регионам страны установить KPI (ключевой показатель) по выведению работников из «серой» зоны. По плану за три года из тени вывести следует 30% работников. По оценкам экспертов, в РФ в серую работает большое количество россиян. Даже при выполнив план не полностью это даст положительный эффект. И это при том, что методика Минтруда РФ имеет ряд недостатков, рассказала «Хлебу» HR-консультант Зулия Лоикова.
«Я считаю, что у нас достаточно больше количество людей работает в тени. Каждый пятый россиянин задействован в теневом секторе экономики. Одним из способов скрытых форм оплаты труда является подмена трудовых договоров договорами ГПХ, договорами с самозанятыми и ИП. При этом в Трудовом кодексе указано, что заключение договоров ГПХ, как регулирующих трудовые отношения, не допускается. Доля работников, занятых в неформальном секторе экономики, за год, сократилась на 1,2 млн человек, став минимальной. Среди основных причин важно выделить сокращение доходов населения. Сокращение населения в целом, рождаемость и экономически активного населения. Это тоже очень важно. Люди стали потреблять меньше товаров и услуг, чем раньше, что лишает работы неформально занятых граждан: ремонтников, водителей, фермеров и так далее», — рассказала Лоикова.
Эксперт отметила, что из-за кадрового голода на рынке труда много свободных вакансий и одновременно растут зарплаты. Вместе с тем работодателям стало выгоднее трудоустраивать граждан официально. В целом на российский рынок труда влияют политическая, экономическая и демографическая ситуации. Свою роль сыграли частичная мобилизация и релокация россиян, перенаправив часть трудовых ресурсов из неформального сектора.
«Я считаю, что заниматься решением вопроса важно и нужно. Но здесь важно очень правильно реализовывать программы и предложения. Например, в методике есть ряд недостатков. сами разработчике об этом заявляют. Методика не учитывает занятых, кому часть зарплаты выплачивается в конвертах или кого переводят в самозанятость или индивидуальные предприниматели, намеренно подменяя трудовые отношения. Не подпадают под методику расчёта мигранты, которые работают без патента. Они зачастую приезжают в Россию в статусе туристов. Эти категории не входят в базу расчёта, которой служит не работающие застрахованное население. Между тем, все эти граждане составляют значительную часть теневой экономики», — добавила Лоикова.
Кроме того, могут возникнуть казусы, связанные с внутрироссийской миграцией. Например, гражданин работает в Москве, а проживает в области, где застрахован по ОМС, и по методике министерства такой человек может попасть в категорию теневых занятых. Схожая ситуация с «удалёнщиками», проживающими в одном регионе, а трудоустроенными — в другом. В результате, полагает Лоикова, итоговые показатели подсчёта работающих в тени не будут отражать реальность. В потенциальную численность теневых занятых могут попасть и незарегистрированные безработные, и другие категории граждан.
«Я посмотрела, что ранее давала вице-премьер Татьяна Голикова, и, по её словам, в России около 12 млн человек не имеют трудовых договоров, в том числе договоров ГПХ, и они не являются самозанятыми. Базовый KPI по снижению серого сектора будет находится на уровне не более 30% от потенциальной численности граждан в теневой занятости на трёхлетний период для всех субъектов РФ. Даже если не получится реализовать не этот процент, а более низкий, это всё равно положительная тенденция для этого вопроса», — уточнила эксперт.
По мнению Лоиковой, для вывода работников из тени необходимо создать соответствующие условия. Во-первых, следует освободить от налогов самозанятых, что позволит им развить собственное дело, сменить статус, работать «в белую» и платить налоги.
Во-вторых, уровнять размер налога на доходы физических лиц для россиян и иностранцев. Ввести дифференцированную шкалу налогообложения, рассматривая не только рентабельность бизнеса, но и размер оборота и чистой прибыли.
Третье: сократить излишние регуляторные требования к малому бизнесу, чтобы максимально защитить предпринимателей от коррупции и возможного вымогательства. А также сформировать работающую антимонопольную систему, дабы защитить малый и средний бизнес от крупного. Кроме того, важный аспект — техническая готовность бизнеса. В пример эксперт привела сферу такси, техническое развитие и готовность позволили вывести из тени частные перевозки.
Четвёртое. Следует обеспечить экономический рост среды. То есть субсидировать и поддерживать малый и средний бизнес, особенно те сферы, на которые делается ставка для будущего развития страны. Помогать модернизировать предприятия и производственные линии. Также следует поддерживать новые разработки и инновации.
«Для успешной борьбы с неформальной занятостью необходимо занимать не самой борьбой, а созданием условий роста, чтобы бизнес сам шёл в формальный сектор, чтобы ему это было выгодно: сотрудничать, открываться, быть более «белыми», заметными и развиваться. Такой диалог возможен при условии того, что есть поддержка со стороны государств: тех же закупок, логистики и прочего. С уходом иностранных игроков многие компании это стали ощущать. Сырья не хватает. Должны быть программы импортозамещения, льготного кредитования и другие поддерживающие процедуры для развития. Плюс образовывать и укреплять население и тех, кто является экономически активными гражданами страны. Они должны хорошо и чётко понимать свои права и знать свои возможности», — резюмировала Лоикова.