17:30 10.03.2025
Как якутское кино превращается в индустрию

Современные информационные системы предоставляют якутской киноиндустрии уникальную возможность заявлять о своих достижениях «по гамбургскому счету» — в ключевых измеряемых показателях. Это позволяет говорить о прошлом и будущем якутского кино в том числе и на объективном языке цифр.

Что было

По открытым источникам, у якутских кинематографистов с 90-х годов прошлого века по настоящее время — более 360 наград международных и российских кинофестивалей и около 40 номинаций ведущих международных конкурсов и премий. Об уровне полученных наград говорит, например, статистика за 2023 год, когда якутское кино, опять же — по открытым источникам — завоевало почти 20% российских зарубежных кинонаград (15 из 62). Плюс номинацию на «Оскар», которая формально не является наградой.

С 2015 года якутские ленты в абсолютном большинстве перешли на публичный отчетный онлайн-стандарт Единой федеральной автоматизированной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). Благодаря этому есть отличная возможность измерять результативность республиканской киноиндустрии не только в количестве выпущенных фильмов, но также в кассовых сборах и числе зрителей. А также получать дополнительные статистические показатели.

Согласно ЕАИС, около 70 зарегистрированных фильмов якутских кинорежиссеров заработали с 2015 года свыше 510 млн рублей. Оценочно еще около 100 млн якутские фильмы заработали до эпохи ЕАИС (причем, 41 млн из них — фильм «Тайна Чингиз Хаана» Андрея Борисова в 2009 году). Стоит учитывать, что эти цифры не учитывают поступлений от стриминговых платформ, которые, по нашим оценкам, в некоторых случаях могут не уступать сборам от широкого проката. Надеемся, что когда-нибудь статистика стриминговых сервисов будет такой же открытой.

Самая кассовая лента на настоящий момент — «Карина» (2024) собрала в кинотеатрах страны больше 52,5 млн рублей. Из них за пределами Якутии «Карина» получила от зрителей только 2,85 млн. Максимальный результат за пределами якутских кинотеатров — 5,04 млн рублей — у «Пугала» (2021) Дмитрия Давыдова. На втором месте «Айта» (2023) Степана Бурнашева — 4,22 млн рублей.

Любовь республиканской аудитории к местной кинопродукции здорово выручила республиканский прокат в период ухода из России голливудских студий-мейджоров. Как результат, в 2022, 2023 и 2024 годах в топ-10 самых кассовых фильмов в республиканских кинотеатрах — по 6 картин якутских кинорежиссеров. В прошлом году доля якутских лент в кассовых сборах кинотеатров республики — 34%. В 2024 году на начало ноября доля якутских картин была еще выше — 44,5%.

Что будет

Якутская киноиндустрия на пороге нового статуса, когда называть ее феноменом станет не совсем прилично, а все вышеупомянутые суммы будут перекрыты многократно. В частности, в апрельском стратегическом указе Главы Якутии по развитию креативной экономики поставлена цель достичь 2,5 млрд рублей ежегодной выручки якутского кинематографа к 2030 году.

Из-за переноса трех планировавшихся республиканских премьер с осени 2024 года на 2025 год, общие кассовые сборы за прошедший год составили 157 млн рублей. Ожидаем, что в 2025 году сборы могут удвоиться и вырасти до 300–400 млн рублей.

Так 27 февраля 2025 года стартовал федеральный прокат одного из самых ожидаемых в стране блокбастеров «Кончится лето» Владимира Мункуева и оскаровского номинанта Максима Арбугаева с теперь уже, видимо, первой звездой нового российского кино, и тоже номинантом на «Оскар» Юрой Борисовым и Максимом Хлебниковым в главных ролях. На 3 марта картина собрала 19 млн рублей. Неплохой результат при отсутствии общефедеральной рекламы и в целом небольшого охвата кинотеатральной сети. На ближайшие выходные фильм также планируется к показу. Будем надеяться на увеличение сборов. При этом, вероятнее всего KION делает основную ставку на показ фильма в своем стриминговом сервисе.

В 2025 году в федеральный прокат выйдет фильм «Алдан», в республиканский — «Меня зовут Любовь» и «Спид Стар», каждый из которых может привлечь большое число зрителей.

Более того, есть надежда, что уже в 2025 году картины якутских режиссеров вновь выйдут в международный прокат. Ждем прорыва от «Карины», а также от фильмов «Там, где танцуют стерхи» (2024) Михаила Лукачевского и «Легенды вечных снегов» (2024) Алексея Романова, которые уже получили признание зарубежных киноэкспертов и, возможно, завоюют внимание национальных кинопрокатчиков, в частности, в Китае, Казахстане, Киргизии и Монголии.

Помимо этого, в начале ноября 2024 года были проанонсированы недавно начатые совместные международные проекты якутского кино. Это копродукция с КНР и Казахстаном, а также триллер «Пентхаус» Степана Бурнашева, который он снял в Малайзии с известным японским актером Содзи Араи в главной мужской роли. Совместные проекты — это более «бесшовный» выход на зарубежные рынки кинопроката, к гораздо большей зрительской аудитории, но которые достигнут экранов, видимо, не ранее 2026 года.

По поручению Президента и в рамках мастер-плана Якутска будет создан Дальневосточный многофункциональный кинопавильон полного цикла, что позволит не только республиканскому, но и всему сибирскому и дальневосточному кинематографу выйти на новый уровень технических и контентных возможностей и круглогодичный период съемок.

Что можно сделать дополнительно

Будущее не придет само, как говорил классик. У Якутии есть отличные возможности для того, чтобы продолжать в высоком темпе развивать киноиндустрию, не дожидаясь запуска кинопавильона.

Рост числа кинозалов «Экстра Синема» и кинофикация малых населенных пунктов — это не только повышение качества жизни в районах республики, но и расширение объема внутреннего кинопроката силами республиканских киносетей. Это в свою очередь повышает рентабельность и гарантированную окупаемость местной видеопродукции, в том числе ранее не выходившей на экраны. А в выходе на большие экраны уже готового контента скрыты дополнительные резервы республиканского кинопроката.

Так, например, давно просится на республиканские экраны формат альманаха якутских короткометражных фильмов — лауреатов российских и международных конкурсов. Среди них: «Торбаса, или Как мы делили мясо» (2024) Никиты Давыдова, «Выход» (2023) Евгении и Максима Арбугаевых, «Белая земля» (2023) и «Айыы Куо» (2024) Айаала Адамова, «Таксист» (2022) Иллариона Яковлева, «Похороны чая» (2022) Александры Гавриленко. Причем, иных способов выйти в платный прокат у короткометражек нет. Этот же формат подходит и для дальневосточного масштаба — короткометражные ленты авторов из ДФО могут прокатываться соответственно по кинотеатральной сети регионов Дальнего Востока, включая Республику Саха (Якутия). Тем более, что полнометражные фильмы у соседей по округу пока выпускаются редко.

Большую популярность в российских кинотеатрах имеют сборники анимации «Мульт в кино». Вышло уже 175 выпусков. Накопленный актив якутской анимации вполне может периодически организовываться в мультсборники для проката в республиканских кинотеатрах в утренние сеансы.

Но при этом ждем на больших экранах полнометражную анимацию Якутии. Самая успешная из российских региональных студий — «Воронеж» — выпускает, в частности, известную анимационную франшизу «Снежная королева», которая собирает не менее 100 млн рублей в российском прокате и 2 млн долларов в зарубежном. Готовит свою первую полнометражную анимационную ленту «Невельской» известная хабаровская студия «Мечталет». У дебютного башкирского полнометражного мультфильма «Северные Амуры» в 2023–24 годах — 45 тыс зрителей и 5 млн рублей кассовых сборов. У якутской анимации есть шанс добиться большего. Причем, в ближайшие годы.

Якутская киноиндустрия вполне созрела для того, чтобы расширить круг своих «обязанностей» в республике и продвигать другие креативные индустрии. Во всем мире набирают популярность кинопоказы специально снятых концертов популярных исполнителей. Можно предположить, что такие киноконцерты на основе республиканской сети и сети «Экстра Синема» будут востребованы жителями удаленных населенных пунктов, которые не могут приехать на живой концерт в столицу республики.

Уверены, что якутское кино сможет собирать в прокате миллиарды рублей. Для этого, кроме создания инфраструктуры, необходимо оказывать финансовые меры поддержки и вкладываться в подготовку кадров.

Потенциально, одними из наиболее востребованных мер поддержки могут оказаться софинансирование заявок в федеральные Фонд кино и Институт развития Интернета, поддержку поездок продюсеров на кинорынки. Кстати, осенью 2025 года в Якутске пройдет масштабный международный медиарынок GEM 2025 (Global Entertainment Meeting), который призван объединить создателей Российского контента и зарубежных дистрибьюторов. Таким образом, Дальний Восток и Республика Саха (Якутия) смогут позиционировать себя как точка для входа Российских креативных индустрий на азиатские рынки.

Не стоит забывать и о кинорибейтах. Республика Саха (Якутия) в 2022 году выступила с инициативой возмещать 50% затрат на кинопроизводство на Дальнем Востоке через программу Дальневосточных кинорибейтов. Эта инициатива пока не реализована, но в 2024 году Минвостокразвития России приняло решение о финансировании кинопроизводства на Дальнем Востоке через Фонд кино в 2025-2026 годах. Ежегодно на это будет выделяться до 200 млн рублей.

Большие надежды возлагаются на Межвузовский кампус, который планируется построить в Якутске. Арктический государственный институт культуры и искусств будет одним из вузов, которые будет в нем размещаться. Институт взял курс на трансформацию в университет креативных индустрий. Расположение в непосредственной близости от будущего Дальневосточного кинопавильона позволит организовать подготовку кадров для кино с получением практического опыта на реальных проектах. Традиционные компетенции Якутии в области информационных технологий позволят готовить специалистов на стыке нескольких областей, не только кино, но и анимации, компьютерной графики и видеоигр, способных применять в своей работе технологии расширенной реальности и искусственного интеллекта.

Афанасий Саввин

Генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Саха(Якутия)»

еще по теме

Другие разделы