Китайские автопроизводители используют схему, позволяющую им искусственно завышать объемы продаж и создавать видимость экономического роста. Суть схемы заключается в экспорте новых автомобилей, оформленных как подержанные.
Эти автомобили, получившие название «нулевой пробег», сразу после схода с конвейера регистрируются, что формально делает их подержанными, и отправляются на экспорт в такие страны, как Россия, страны Ближнего Востока и Центральной Азии. Фактически, автомобили не эксплуатировались, но юридически считаются проданными. Эта практика позволяет китайским компаниям избавляться от излишков невостребованных на внутреннем рынке машин, одновременно демонстрируя более высокие показатели продаж.
Аналитик Sino Auto Insights Ту Ле объясняет текущую ситуацию на китайском авторынке многолетней ценовой войной, вынуждающей производителей фиксировать любые продажи ради выживания. Скандал вокруг экспорта новых автомобилей, оформляемых как подержанные, разгорелся после критики главы Great Wall Motor и призыва People’s Daily к ужесточению контроля над этой схемой.
Несмотря на это, Reuters выяснил, что как минимум 20 региональных правительств, включая Гуандун и Сычуань, открыто поддерживают экспорт «нулевых пробегов», предоставляя стимулы, такие как ускоренный возврат налогов, квоты, бесплатные склады и финансирование выставок.
По данным Ассоциации легковых авто Китая, около 90% из 436 тысяч подержанных авто, экспортированных в 2024 году, фактически являются новыми. Общий экспорт автомобилей из Китая в 2023 году составил 6,41 млн единиц.
Глава Changan опасается, что схема может негативно сказаться на репутации китайских брендов на международном рынке. Западные аналитики выражают сомнения в достоверности статистики продаж китайских электромобилей, что подрывает доверие инвесторов. В связи с этим, страны-импортеры начинают принимать меры. Россия ввела ограничения на ввоз электромобилей «с нулевым пробегом» от брендов, у которых есть официальные дилеры в стране, таких как Chery, Geely и Changan. Иордания ужесточает правила классификации подержанных автомобилей. Пока Пекин не комментирует ситуацию, импортеры принимают собственные меры.