Остров Сахалин необходимо связать с материком при помощи моста, заявил Владимир Путин на переговорах по видеосвязи с главой региона Валерием Лимаренко. «Что касается моста, мы подходили к этому снаряду уже неоднократно. Давайте вернёмся, потому что сама по себе тема важная, я согласен. Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком», — подчеркнул президент.
Когда президент так уверенно говорит о необходимости реализации того или иного проекта, значит, он уже всё продумал и опирается на мнение экспертов. Первый раз Путин затронул тему моста на Сахалин 17 лет назад. В 2018 году президент вновь отметил важность сухопутного перехода между материком и островом. Через три года полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сообщил, что правительство работает над экономическим обоснованием строительства моста на Сахалин. Затем губернатор Валерий Лимаренко заявил, что нужно перейти к проектированию мостового перехода на остров… То есть тема вертится на слуху уже не один год.
А вообще вопрос стационарной переправы на Сахалин поднимался ещё с конца XIX века. Проект тоннеля между островом и материком задумывался в 50-х годах прошлого столетия, но тогда реализовать его не удалось. И вот в начале ХХ века опять настойчивые обсуждения темы – значит, есть о чём говорить.
Главное, сегодня есть чёткий ответ на первостепенный вопрос: зачем нужен мост?
Скептики отмечают, что Крым (27000 кв. км), соединённый мостом с материком, имеет около 2,5 млн населения плюс свыше пяти миллионов туристов, ежегодно посещающих курортный регион. А на Сахалине (72492 кв. км) проживает чуть более 460 тысяч человек, а туризма практически нет. Да и затраты впечатляют: если Крымский мост обошёлся в 228 млрд рублей, то стоимость сахалинского проекта предварительно оценивается в 540 млрд. Мол, для кого и для чего строим?
Если говорить о сахалинцах, то они добираются на Большую землю на морском пароме или самолёте. Это неудобно и дорого, и крайне зависимо от погоды. Если же сказать об острове, то он уникально богат природными запасами: нефтью и газом, каменным и бурым углями, черными, цветными, редкими и благородными металлами, горно-химическим и агрохимическим сырьем, биологическими ресурсами суши и окружающих морей, пресной водой, природными объектами для лечения и отдыха. То есть имеется огромный экономический потенциал, который сейчас используется очень слабо из-за той самой оторванности от материка.
И словно отвечая скептикам президент отметил: строительство моста даст толчок к масштабным преобразованиям не только острова, но и прилегающей территории, по которой пройдут железная и автомобильная дороги на Сахалин. Регион станет притягательным для большого числа специалистов, а значит, появятся новые города и посёлки, комфортные для стабильного проживания. Не зря же сахалинцы называют будущий мост «дорогой жизни».
И ещё. Проект строительства моста на Сахалин приобрел совсем другую значимость после того, как стало известно, что прорабатываются варианты соединения Сахалина с японским островом Хоккайдо. В случае реализации столь амбициозный план, безусловно, станет дополнительным стимулом для развития Сахалина и всего Дальнего Востока в целом. Японская сторона пока не готова обсуждать этот инфраструктурный проект. Однако ситуация меняется, и через несколько лет этот замысел может оказаться сверхактуальным.