Изучением возможности строительства Северо-Сибирской магистрали займутся федеральные и региональные власти, а также ученые и бизнес. Новая железнодорожная магистраль должна соединить Ханты-Мансийский автономный округ — Югра с Байкало-Амурской магистралью.
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждается уже не первый год. В стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года указано, что протяжённость магистрали от Нижневартовска до Усть-Илимска должна составить почти 1,9 тысячи километров. Участок дороги Ельчимо — Чадобец, длиной 110 км рассматривается как часть Севсиба.

Опрошенные «Хлебом» эксперты сходятся во мнении, что строительство магистрали необходимо. Её появление позитивно отразится на развитии экономики страны и региона
Доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления Максим Чирков полагает, что строительство Севсиба не только положительно отразится на экономике, но и может её в корне изменить.
«Строительство таких магистралей — это очень хороший проект, потому что нам надо развивать возможности нашего востока. В России очень многое делается для этого. Север и восток России — это регионы, где сложная логистика, где железная дорога могла бы в корне изменить всю экономику и транспортировку товаров, переезда людей. Исключительно положительно. Кстати, мы видим резкий рост по транспортировке [грузов] на восточном направлении», — сказал Чирков.
Рост грузопотока на восток отмечает и экономический обозреватель телеканала «Москва 24» Константин Цыганков. По его словам, новая магистраль сможет удовлетворить уже существующую потребность в грузообороте, к тому же необходимость в подобной логистической артерии назрела данным-давно.
«Любая дополнительная логистика, любые дополнительные инфраструктурные проекты, как подобного рода железная дорога, — разумеется позитивный вклад в экономику региона. Потому что проблемы с железнодорожным транспортом на просторах Сибири не для кого не секрет, тем более на северных направлениях. Там эта дорого нужна была ещё лет 50 назад для экономики, для торговли, для экспорта и импорта. Для всего она нужна», — отметил Цыганков.
Эксперт отметил, что строительство магистрали даст мультипликативный эффект ещё на этапе возведения. То есть позволит загрузить предприятия госзаказом, обеспечить россиян рабочими местами. Главное — выполнить строительство качественно и с учётом потребностей бизнеса.
«Она поможет справится с потребностями текущего грузооборота, потому что уже сейчас большое количество пробок возникает. Эта дорога разгрузит текущую ситуацию. Однако, чтобы нарастить поток одной железной дороги мало. По ней должны поезда ходить. Необходимы поезда и контейнеры, и грузы. С этим проблемы. Кроме развития железной дороги следует одновременно с этим подвижной состав развивать. А то придём к тому, что дорога есть «ура-ура, все молодцы», а ездить по ней нечему и некому», — добавил Цыганков.
В свою очередь доцент кафедры европейского права МГИМО МИД России Николай Топорнин полагает, что не маловажный вопрос — окупаемость дороги. С одной стороны, новая магистраль позволит улучшить транспортную доступность региона и способствует наращиванию грузооборота.
«Строить можно много, но это стоит денег. Задаёшься вопросом, а какова эффективность. Наверное, вопросы остаётся, потому что получается так, что мы много инвестируем, например, как с «Северным потоком 2». Потратил 10 млрд долларов, но ни копейки не вернулось в бюджет и по сути деньги утрачены. Понятно, что на нашей территории никаких катаклизмов происходить не должно, но условия строительства сложные, наверняка это будет дорого строить и надо понимать, кто будет является конечным получателем грузов, которые могут транспортироваться по этой артерии», — сказал Топорнин.
Второй, по словам эксперта, есть и второй вопрос — скорость. Новая дорога должна быть высокоскоростной. В пример он привел железнодорожную сеть Китая, где работают скоростные поезда, которые двигаются со скоростью 350 км/час. Такие показатели позволяют быстро транспортировать грузы и пассажиров.