Большинство россиян (более 87%) знают об экологической маркировке товаров. Но знание и умение отличить маркировку от маркетингового хода могут далеко не все.
Что значит экологическая маркировка
Существует большое количество законодательных норм, которые надо соблюдать, чтобы получить экомаркировку. От выращивания исходных продуктов до упаковки и транспортировки потребителю. Они все регламентированы законодательно. И только те производители, которые соблюдают эти правила могут рассчитывать на соответствующий знак. Но и этого недостаточно. Продукция должна быть в реестре Минсельхоза.
Выявление несертифицированной продукции
Роскачество продолжает выявлять на рынке органической продукции несертифицированные товары, вводящие потребителей в заблуждение. Так, в 2020 году были исследованы товары с европейской органической маркировкой («Евролист»), недействительной в России. Анализ выявил пестициды в органических бананах, а среди других товаров, предоставленных покупателями для исследования, были чай, кофе, алкоголь, фрукты, и другие продукты, маркированные как органические, но отсутствующие в реестре Минсельхоза.
Нововведения с 1 сентября 2025 года
С 1 сентября 2025 года ужесточаются требования к маркировке органической продукции, запрещая использование терминов «эко», «био» (и аналогичных) для несертифицированных товаров (Федеральный закон № 367-ФЗ от 24.07.2023). Поскольку на момент исследования эти надписи ещё допускались, товары с такой маркировкой не закупались. После вступления поправок в силу, эти обозначения смогут использоваться только для сертифицированной органической продукции.
Где распространена несертифицированная продукция чаще всего
Псевдоорганическая продукция преобладает в онлайн-торговле. Выявлен факт в процессе мониторинга. Мониторинг 16 крупных торговых сетей и маркетплейсов выявил более 450 товаров с признаками фальсификации органической продукции — использованием маркировки «organic/органик/органический». Большинство таких товаров — импортные, с англоязычной маркировкой и международными знаками органической продукции, что указывает на гринвошинг.
Пример продукции с несоответствующей маркировкой

Какие товары считаются органическими
Только сертифицированная по российскому законодательству продукция может называться органической. Однако, на рынке присутствуют товары с недействительными «органическими» сертификатами, вводящими покупателей в заблуждение. До 2020 года, до принятия закона об органической продукции, появились частные организации, выдающие собственные сертификаты, с различными критериями, не всегда соответствующими законодательным требованиям. Такие сертификаты не гарантируют качества, так как выдавались неаккредитованными органами.
Где проверить и куда обращаться
Для проверки продукции можно обратиться в реестр Минсельхоза. Наименование товара и производителя должны совпадать. Воспользуйтесь QR-кодом на упаковке. Он должен быть у сертифицированной продукции.
Если вы приобрели товар, который позиционировался как органический, но после проверки реестра вы поняли, что стали жертвой маркетинговой уловки, можно написать в Роскачество на электронный адрес Organic@roskachestvo.gov.ru.