Казахстан сотрудничает с Россией в торговле и энергетике и в то же время поддерживает антироссийские санкции. Особенности взаимоотношений Казахстана с Россией, странами Запада и Востока для «Хлеба» разобрал Руководитель аналитического отдела Международного евразийского движения Владимир Киреев:
Казахстан на протяжении постсоветской истории совершил значительный транзит в внешнеполитических ориентациях своего руководства от стремления к воссозданию общего советского пространства в том или ином виде в 90-е годы к переориентации на Запад, стремлении максимально плотно войти с ним в политические, экономические и культурные взаимодействия, стать его частью, При этом, вне зависимости от метаморфоз ориентиров во внешней политике изгнание и дискриминация не казахского населения была доминирующей чертой внутренней жизни этой среднеазиатской страны. Разумеется, речь идёт прежде всего о русских, так как с этой группой была изначально большая борьба за власть, но плохо скрытая ксенофобия затрагивала и другие этнические группы как европейского, так и регионального происхождения. Казахстан в 90-е годы массово покинули этнические немцы, украинцы, белорусы, но выдавливались так же и киргизы, татары, имеющие близкое происхождение, язык, культуру и религию. При этом русские практически не боролись за власть, не смотря на численное преимущество, не повлияло на ситуацию, то что они занимали едва ли не большинство управленческих высот в стране, оказались не способны организоваться, дать оценку ситуации, вместо этого беспомощно покинули регион и перебрались в РФ, на Украину, в Германию и другие страны. При этом говорить о том, что покинутый регион был «медвежьим» углом континента неправильно, так как Казахстан оказался богат природными ресурсами и жить, и работать в нём было бы намного выгоднее, чем прозябать на вторых-третьих ролях в Германии и России. Чаще всего советские управленцы и бизнесмены новой формации столь же значимых позиций в новой стране обитания уже не занимали.
Сегодня в Казахстане сложилась этнократическая, клановая система во главе которой стоит нынешний президент и его группа сторонников, ситуация не уникальная не только для постсоветского пространства, но и для значительного количества стран во всём мире, однако это не делает подобную систему прогрессивной или хотя бы соответствующей современным стандартам политической системы. Однако значение, которое имеет Казахстан из-за своего расположения, ресурсов, политики руководства обеспечивают ему лояльное отношение как со стороны России, Китая так и со стороны стран ЕС, например Франции, так и США. То, что на территории Казахстана существует дискриминация по языковому, этническому аспекту не для кого не секрет, однако поднимать этот вопрос никто не будет так. Запад потому, что дискриминируются в первую очередь русские, а Россия, потому что представление о приоритетах внешней политики имеет специфическое содержание и только в последние годы начали появляется размышления о национальных и стратегических интересах, а также о продвижении интересов этнических русских и связанных с ними народов. Иными словами, в существующие в Казахстане «языковые патрули», широкая сеть радикальных этно-национальных организаций, распространяемая идеология шовинизма и ксенофобии — это только верхушка айсберга, по факту уже давно сформирована не очень явная, но абсолютно расистская атмосфера в обществе, где не казахи имеют статус людей второго сорта, в этой атмосфере воспитано уже второе поколение молодёжи как русского, так и киргизского и иных групп происхождения.
В то же время не смотря на культурную и политическую атмосферу в стране Казахстан имеет тесные экономические связи с Россией, получает военную и политическую поддержку с её стороны, входит в ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, ШОС. Официальная и неофициальная картина инвестированных средств в Казахскую экономику существенно отличаются, так неофициально первое место занимают возвращённые собственно казахские средства, приходящие из Голландии и ряда других стран, с целью избежать рисков, связанных с их идентификацией, а так угроз рейдерских захватов. На втором месте Россия, опять-таки использующая механизм маскировки средств через другие страны. Россия обеспечивает военную безопасность для Казахстана, как со стороны Афганистана, поглощения Китаем, так и со стороны внутренних угроз, которые в значительной степени создаются самостоятельно. Группы радикалов пытавшихся взять власть в стране в 2022 году были созданы в значительной мере самим казахским государством, как парамилитарные образования, для контроля над происходящим в стране и подавлении групп инакомыслящих в случае попыток борьбы за власть. В значительной мере они с самого начала были направлены против русского населения, в меньшей степени против других угроз внутреннего характера. То, что группу Токаева пришлось спасать от находящихся под влиянием назарбаевского клана, это всего лишь исторический казус. Через год всё может произойти снова, и эти же погромщики уже будут управляться Токаевым.
Пользуясь тем, что внешняя политика России имеет слабый характер, Москва не контролирует бывших партнёров по СССР, более того имеет в целом слабую внутреннюю мотивацию делать это Казахстан пользуется всеми благами сотрудничества с Россией, фактически игнорируя её собственные интересы. Такое в общем то тесное сотрудничество Казахстана и России продиктовано как раз тем, что Россия имея серьёзную экономическую и военную силу фактически не выдвигает никаких требований в отличии от Китая. Как раз необходимости защиты от Китая служило в течении длительного времени стремление привлечь Россию в качестве партнёра в различные экономические и политические проекты. Фактор Китая Казахстан исключить не способен, это очевидно не только мощная экономическая и военная сила, но и в политическом аспекте Пекин стремиться контролировать своих соседей, тем более имеющих значимое сырьевое и логистическое значение. Из Казахстрана Китай получает ряд значимых добываемых ресурсов (медь, уран, нефть и уголь) и он имеет большое значение для выстраивания транспортной сети в рамках проекта «один пояс один путь». Казахстан видит в этом проекте большой шанс для себя, однако боится попасть под влияние внешнего субъекта, что является нетерпимой мыслью как для казахских элит, так и для большинства националистически настроенных казахов.
В отличие от вынужденного партнёрства с Россией и Китаем сотрудничество с западными странами носит доставляющий казахам доставляющий удовольствие характер. Внимание со стороны Великобритании, США, Франции воспринимается с восхищением, присутствует стремление подражать им и желать их внимания. Это стремление необходимо заметить, не уникальная черта не только Казахстана, но и большинства постсоветского пространства, все без исключения страны бывшего СССР и соцлагеря в своё время желали внимания и поощрения со стороны западных европейцев и северных американцев. Это было свойственно до недавнего времени и самой России, но в государствах Средней Азии это восхищённое отношение сохраняется до настоящего времени, есть впечатление, как будто время на часах для этих регионов застыло где-то в 1993 году, и все глобальные метаморфозы прошли мимо них. В свою очередь США, Великобритания, Франция хорошо это понимают, собрать аналитическую информацию, как бы это сказать — не то, чтобы очень сложно, и пользуются этим обстоятельством. За одни и те же деньги и технологии Казахстан, как и многие страны Средней Азии для России, Китая и стран Запада готовы делать очень разное, для стран Запада намного больше. Кроме того, в отношениях с Россией у Казахстана есть ещё один пункт — это Украина. Казахстан и Украина имеют тесные гуманитарные связи, и казахские и украинские элиты чувствуют схожесть своих отношений с Россией, развивают одинаковый этно-ксенфобский режим в отношении русских и России и вообще всячески друг друга поддерживают. При этом не только морально, Казахстан присоединился к санкциям против России, ограничил ввоз 116 товаров двойного назначения, а недавно появилась информация о планируемой передаче 117 единиц авиационной технике Украине Су-24, МиГ-27, МиГ-29 и МиГ-31. Разумеется намеревается использовать серую схему, в рамках которой военные самолёты будут проданы третьей стороне «на металлом», а затем эта третья сторона «неожиданно» передаст их Украине. Более того 23 октября в Алма-Ате был открыт «центра миротворческих операций НАТО» проходивший при участии посла США Дэниела Розенблюма и генералитета Казахстана. Очевидно, что в условиях разрастающегося глобального противостояния ни о какой нейтральности данного военно-политического сотрудничества Казахстана и НАТО речи быть не может. Вне сомнения, это является частью расширения военного сотрудничества США и Стран региона, важной вехой которого была, например, встреча «С5+1» в Вашингтоне при участии руководителей всех 5 государств Средней Азии. «С5+1» это международная платформа для согласования региональной политики с Вашингтоном. Данное сотрудничество направленно на расширение влияния США на процессы в регионе и одновременно на создание угроз России, Китаю и Ирану. При необходимости с территории стран Средней Азии можно будет начать военные действия против России, Китая и Ирана, а как вариант минимум — перерезать транспортные коммуникации необходимые для ресурсного снабжения, проходящие из России на юг и из Китая на запад, в страны ЕС.
Задачу формирования двухстороннего сотрудничества между странами Средней Азии и Францией преследовал и Эмманюэль Макрон посетивший Казахстан и Узбекистан 1-2 ноября 2023 года. Мотивы вытеснения России из региона были на поверхности как цели визита. Макрон поблагодарил Токаева за отказ от поддержки России по Украине. Ещё одна очевидная цель поездки Макрона заключающаяся в желании нарастить совместную добычу урана в Казахстане с компанией Orano, взамен выбывших нигерийских объемов, однако учитывая контракты на добычу и обогащение Казатомпрома с Росатом сделать это можно будет только при разрыве сотрудничества с последней, для чего необходимы вне сомнения очень значительные военно-политические процессы, такие как поражение России на Украине, или даже более масштабные события. Тем не менее и с Макроном у казахского руководства речь шла не только о «расширении автономии» Астаны по отношению к Москве заменяя его расширением сотрудничества с Францией. При этом характер сотрудничества вполне ясно определён, Макрон пообещал рамках расширяющегося сотрудничества передать радарные системы противовоздушной обороны Ground Master 400 для «укрепления суверенитета страны» «сами знаете от кого».
Богатые на события последние дни Казахстана сообщают нам ещё одно знаковое мероприятие 3 ноября в Астане прошёл Х саммит Организации тюркских государств (ОТГ). Ещё один проект по созданию собственной зоны контроля, но на этот раз для Турции. Кстати, название саммита — «Тюркская цивилизация». Стоит сказать, что США, Франция и Турция несмотря на то, что являются членами одного военно-политического блока НАТО действуют каждая в своих целях, и интересы Турции в данном вопросе не очень-то совпадают с интересами Франции. Да и страны участницы организации имеют очень различные цели. Вне сомнения для Казахстана, как и для других тюркских стран региона Турция является значимым и уважаемым партнёром, однако навряд ли приоритетным. Достаточно очевидно, что координируя свою деятельность с Анкарой та же Астана ставит в приоритет всё же западноевропейские государства, а так же Соединённые Штаты. И если ставит вопрос ребром, а он так, разумеется, не стоит, большинство тюркских стран региона выбрали сотрудничество с Западом, сотрудничеству с Турцией. Но всё же очевидная лояльность имеет место и связанна как с уважением к Турции, как к успешному государству, так и общим чувством тюркского единства. Это отдельный феномен, но ещё в средние века тюрки осознавали свою обособленность как от иранцев, арабов так и от окружающих их монгольских народов и китайцев. И в современную эпоху сотрудничество с Турцией носит во многом преимущественно сентиментальный характер, так как ни по технологиям, ни по инвестициям, ни по влиянию в мире Турция не может конкурировать по влияния на те же страны Средней Азии. Однако в нашем случае, даже наличие конкуренции между теми же США, Францией и Турцией на регион не отменяет того факта, что все они направленны на снижение влияния России и рост влияния третьих стран, очевидно идущие во вред русским интересам. ТА же Турция не смотря на во многом партнёрские отношения поддерживает Украину и препятствует снабжению России продукцией двойного назначения, в том числе через страны Средней Азии. Партнёрскими эти отношения назвать очень сложно.
Таким образом в лице Казахстана мы имеем ещё одного «странного» партнёра и «союзника», который пользуется покровительством России, имеет доступ к её рынку, военно-политическую защиту, но при этом публично осуждает её политику, вводит санкции против Москвы, вступает в партнёрские отношения с de facto врагами России, направленные против неё, а кроме того никак не препятствует ксенофобской, шовинистической атмосфере внутри страны, а вполне очевидно скрыто поддерживает эти настроения направленные против собственного не казахского, в первую очередь славянского русского населения. В настоящее время Москва стремится не совершать резких движений в отношении бывших партнёров по СССР да и вообще ведёт себя чрезвычайно осторожно, даже на Украине. Но во первых такая политика не навсегда. Во вторых соседи Средней Азии Иран, Китай имеют существенно меньшую терпимость к враждебным политическим режимам и их союзникам у своих границ и учитывая разрастающуюся военно-политическую нестабильность в мире всё боле чётким будет запрос на идентификацию «свой-чужой» и способы решения вопросов контроля за процессами в жизненно-интересующих их пространствах.