С началом СВО многие иностранные компании друг за другом начали заявлять об уходе с российского рынка и тем самым освободили нишу для отечественного производства. Правда, не все захотели отказываться от огромной доли заработка. Иностранные компании теперь можно разделить на три группы:
- Сказали, что ушли, но на самом деле не ушли
- Действительно ушли
- Продали свои активы российскому бизнесу
Сегодня поговорим о третьей группе.
Одной из первых в «чужие руки» ушёл McDonald’s. Сумму сделки стороны не раскрыли, но новый владелец Александр Говор отметил, что плата была символической, ниже рынка. При этом McDonald’s в течение 15 лет имеет право выкупить обратно свои заведения по рыночной цене. Российский бизнесмен получил в распоряжение именно рестораны, а не бренд, поэтому их пришлось переименовать во «Вкусно и точка». Также Говору запрещено использовать прежние названия и рецептуры брендовых блюд.
А вот финский молочный концерн продал бизнес в России производителю колбас ГК «Велком» вместе с брендом. «Велком» получил завод и логистический центр в Подмосковье, а также право на использование торговой марки Viola.
100% активов российского производителя чипсов Pringles выкупила «Черноголовка». Американская Kellogg’s теперь будет называться «Любятово». В компании подчеркнули, что «Любятово» продолжит производить сухие и готовые завтраки и печенье, а чипсы «Черноголовка» будет делать уже по своей рецептуре.
Японский производитель автомобилей Isuzu тоже продал 100% своих активов. Покупателем выступила фирма «Соллерс». При этом «японцы» не исчезли с российского аторынка и включены в список товаров для параллельного импорта.
А Danone и «Балтику» передали во временное управление Росимуществу. Акции остались в собственности текущих владельцев, а государство получило право управления активом. Но по факту возможности акционеров максимально ограничены.
Больше иностранных компаний, которые продали свои активы российским бизнесменам — в нашей инфографике.