Пока коллективный Запад наслаждается санкционным мазохизмом, Россия продолжает развивать внешнеторговое взаимодействие с восточными странами. В приоритете Китай, Индия, а также другие страны БРИКС, ШОС, Турция, Африка и ближайшие соседи — Беларусь и Казахстан. Также открыты каналы коммуникации с европейскими странами. Несмотря на санкции, ЕС продолжает торговое сотрудничество с РФ. Подробнее о торговых связях и перспективах специально для «Хлеба» юрист-международник, MPA, Председатель правления Ассоциации «Публичная дипломатия», член Межсессионной финансовой консультативной группы (IFAG) IOC UNESCO, член Ассоциации выпускников МГИМО Вадим Петров.
Совсем чуть-чуть истории. Только один факт. «Газпром» и китайская госкомпания CNPC подписали контракт о поставке газа и строительстве газопровода в мае 2014 года после десяти лет переговоров. Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в Китай 38 млрд куб. м в год. Общая сумма контракта в ценах 2014 года составляла $400 млрд, за время его действия китайским потребителям планируется продать более 1 трлн куб. м сырья.
Обратите внимание, переговоры были начаты в 2004 году. Тогда на Украине бушевал первый майдан. А теперь поспорьте с нами о политической дальновидности нашего президента Владимира Владимировича Путина.
Итак, ситуация в настоящее время по мнению эксперта такова. Россия и Китай
В последние годы Китай гармонично утвердился в роли главного торгового партнера России, что стало результатом ряда ключевых факторов. Во-первых, геополитическая обстановка. Усиление «санкционного» давления со стороны западных стран заставило Россию искать альтернативные рынки сбыта, капитала и источники инвестиций, в чем Китай представлялся традиционно наиболее привлекательным партнером.
Во-вторых, это экономическая комплементарность, так как структура экономик России и Китая дополняет друг друга, где Россия поставляет энергоресурсы, металлы и сельскохозяйственную продукцию, а Китай — машиностроительную продукцию, оборудование и потребительские товары. В-третьих, развитие транспортной инфраструктуры, ведь именно укрепление логистических связей, включая железнодорожные и морские маршруты, способствует увеличению объемов торговли.
Россия, Индия, Турция, Беларусь и Казахстан
Что касается Индии, то она не отстает и выступает как крупный импортер российских энергоресурсов и военной техники. Сотрудничество в сфере фармацевтики и космических технологий также набирает обороты. Турция привлекает участников ВЭД как транзитная страна для российского газа, а также как покупатель сельскохозяйственной продукции и металлургии. Туристический сектор также играет значительную роль.
Белоруссия и Казахстан, будучи дружественными членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), имеют упрощенную таможенную процедуру, что стимулирует торговлю, а энергетика, машиностроение и агропромышленный комплекс являются ключевыми направлениями сотрудничества.
Страны Европейского Союза
Несмотря на общее снижение доли в общем товарообороте, ключевыми европейскими партнерами России остаются и Германия, как крупнейший импортер российских энергоресурсов в Европе, а также поставщик высокотехнологичного оборудования, так и Италия, и Нидерланды, которые сохраняют значительные объемы торговли, несмотря на геополитические аспекты. Уже не говоря о максимально негативной риторике Прибалтийских стран, они все равно покупают российскую продукцию, особенно энергоресурсы.
Что же такое санкции и как они коррелируют с международным правом
Термин «санкции» не зафиксирован в Уставе ООН. Он обозначает меры, применяемые Советом Безопасности ООН на основании главы VII Устава ООН в отношении угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. Применяемые сегодня отдельными государствами ограничительные меры (англ. – «restrictive measures»), называемые и позиционируемые как «санкции» (англ. – «sanctions»), таковыми с точки зрения международного права не являются.
Односторонние меры одного государства против другого государства не согласуются с основополагающими международно правовыми принципами, прежде всего принципом суверенного равенства государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела. Кроме того, такие односторонние меры размывают эффективность полномочий Совета Безопасности ООН по монопольному применению мер принуждения в соответствии с главой VII Устава ООН. Подрывая тем самым основы международного права! И заметьте, не Россия это начала.
Перспективы дальнейшего международного сотрудничества
Предстоящие переговоры России и Китая дадут новый импульс развития экономического сотрудничества через создание новых торговых коридоров и инвестиционных проектов, как и продолжение совместной работы над международными кризисами, включая урегулирование конфликтов и поддержание глобальной стабильности.
В любом случае очевидно, что внешнеторговые отношения России продолжают развиваться на фоне меняющейся глобальной экономической и политической обстановки. Партнерство с Китаем, Индией, Турцией, Белоруссией и Казахстаном демонстрирует стремление к диверсификации экономических связей. Развитие многосторонних отношений через международные организации по темам науки, культуры, экологии, устойчивого развития будут открывать новые перспективы для экономического сотрудничества России на мировой арене.
В заключение можно сказать, что никакой изоляции на международной арене для России нет. Иллюзии Запада и США относительно главенства их желаний уходят в прошлое. Болезненно и не без сопротивления. Но все же самым разумным подходом было бы взаимовыгодное сотрудничество, а не конфронтация.