Продолжающаяся блокада погранпереходов польскими перевозчиками нанесла урон украинской экономике в 400 миллионов евро, и это касается лишь краткой перспективы. Суммы за неисполнения контрактов могут достичь миллиардов. Киев видит «российский след», а украинские водители кричат националистические лозунги на границе. Киев уже начал попытки эвакуации части дальнобойщиков, так как уже появились первые смерти.
Попытки Киева как-то сгладить конфликт больше похожи на провокацию. Так, мэр Львова обратился к жителям Польши на польском. В своей речи он призывал поляков «положить конец позорной блокаде Украины» ведь она «защищает безопасность Европы», а блокирующих КПП он назвал группой маргиналов.
Ответ не заставил себя ждать. Так, организатор протеста Рафал Меклер, глава региональной ячейки ультраправой партии «Конфедерация» заявил, что украинцы похожи на избалованных детей. Более того, к полякам уже присоединилась Словакия, заблокировав пункт «Вишне-Дойче», где скопилось уже более трёхсот украинских грузовиков. Сейчас организаторы перекрыли большую часть КПП и пропускают только легковые автомобили, гуманитарную и военную помощь. Хотя последнее утверждение Киев опровергает.
Представители Украины заявляют, что заблокированы такие важные для ВСУ поставки как ГСМ, запчасти для техники, дроны, тепловизоры, медицинское оборудование для полевых госпиталей. С каждым днём ситуация всё больше накаляется. И похоже, что поляки осознано тянут время, чтобы возложить решение проблемы на новое правительство. Сложности польско-украинских отношений становятся питательной почвой для политических игр.
Так, в пятницу, 24 ноября, партия «Конфедерация» прибыла на встречу с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким. На переговоры с главой правительства прибыли депутаты сейма Кшиштоф Босак, Кшиштоф Тудуй, Роман Фриц, Гжегож Браун и Рафал Меклер. Следует отметить, что Браун и Меклер по нынешним меркам являются одними из самых активных сторонников пересмотра отношения к киевскому режиму, считая его поддержку опасной для Польши.
Недобросовестная конкуренция со стороны «украинских партнеров» становится сегодня в Польше важным фактором как внешней, так и внутренней политики. Особенно после того, как 23 ноября фермеры из Подкарпатья, члены движения «Обманутая деревня», присоединились к блокаде границы перевозчиками, заявив, что с 27 ноября по 3 января 2024 года акции протеста будут проводить круглосуточно.
Польские перевозчики и раньше неоднократно блокировали автомобильные пункты пропуска на границе с Украиной. Они требуют восстановить ранее отмененную систему разрешений для украинских коммерческих перевозчиков с исключениями для гуманитарной помощи и припасов для украинских войск, приостановить действие лицензий для компаний, созданных на Украине после февраля 2022 года, провести их проверку, разделить очереди пустых и загруженных машин.
Не стоит ждать разрешения ситуации в ближайшее время. По крайней мере она будет находиться в подвешенном состоянии до формирования нового правительства в Польше. Уже после этого начнется возможный пересмотр отношений с Украиной в сторону ослабления.