Соответствующие переговоры идут между украинскими министерствами, банками и международными страховщиками. Задумка проста — задействовать до 30 судов для вывоза продовольствия и защитить их от повреждений. Риски между собой могут разделить страховщики и украинский госбанк, передаёт «Коммерсант».
С экономической точки зрения страхование таких судов имеет низкую целесообразность. С учётом текущих экономических реалий стоимость страховки должна вырасти, как, собственно, и риски, заявил «Хлебу» независимый экономист Андрей Бархота.
«В этой ситуации страхование имеет низкую экономическую целесообразность. Скорее всего, осуществляется из-за необходимости международной практики страховать любые грузы, в том числе связанные с международной торговлей, с внешней экономической деятельностью. Это вынужденная мера. С точки зрения экономических реалий получается, что страховка должна в несколько раз вырасти для фрахтовщиков, для судовладельцев и для грузоотправителей», — сказал Бархота.
По его словам, вероятнее всего, будет найдено другое решение. Есть два возможных варианта. Первый — сопровождение зерновозов военными судами. Эту роль на себя может взять Турция, которой крайне выгодно продолжение поставок зерна из Украины. Второй вариант, по мнению экономиста, — это договорённости с Россией.
«Нельзя исключать, что будут какие-то договорённости с Российской Федерацией относительно того, как можно разрешить ситуацию. Возможно, будет выделен какой-то транспортный коридор, где Российская Федерация сможет досматривать суда, которые двигаются по этому маршруту. А взамен будут даны некие гарантии безопасности, если действительно будут гражданские суда с грузом», — отметил эксперт.
Он полагает, что для вывоза украинского зерна будут задействованы и альтернативные логистические маршруты. Например, транзит через Румынию. Вывоз по Чёрному морю будет в тестовом режиме, чтобы проверить наличие проволочек и задержек в загрузке и отправке судов.
«На самом деле изначально риски выше. Все зависит от стремительно меняющейся международной обстановки и договорённостей. Договорённости, теоретически, могут быть достигнуты достаточно быстро. Требуется желание всех сторон и отражения. Больше выгод для России», — подчеркнул экономист.