Госдума приняла законопроект, который устанавливает антимонопольные ограничения для маркетплейсов. В частности, вводит запрет на злоупотребление доминирующим положением для владельцев маркетплейсов. Как рассказал «Хлебу» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов, законопроект разрабатывали на протяжении семи лет.
«В тексте законопроекта учтены мнения многих отраслевых экспертов, в том числе проработаны вопросы, которые ставили участники Ассоциация компаний интернет-торговли. В целом, стоит признать, что этот законопроект соответствует современной проблематике регулирования рынка электронной коммерции. У нас безусловно осталось много вопросов к технической реализации законопроекта», — сообщил Соколов.
По его словам, при подготовке подзаконных актов следует учитывать мнение игроков рынка и особенности отрасли. Также важно изучить работу нововведений на практике – это позволит принять решение необходимы ли дополнительное нормы.
Сейчас на рынке пять крупнейших игроков: Wildberries, Ozon, AliExpress Россия, «СберМегаМаркет» и «Яндекс.Маркет». Опрошенные «Хлебом» юристы сходятся во мнении, что принятие этого закона необходимо.
Как «Хлебу» рассказал юрист Сергей Мосолкин, занимающийся проблематикой маркетплейсов, Wildberries по товарообороту занимает около половины рынка, но после прошедших скандалов начали расти показатели Ozon и Яндекс.Маркет. Принятый закон, по мнению юриста, является превентивной мерой, чтобы пресечь возможное возникновение сговора.
«Антимонопольное регулирование [необходимо]. Конечно, у них [есть] какая-то конкуренция. И сговор по тарифам может быть, потому что ценник не очень сильно отличается друг от друга и может возникнуть сговор против четвёртого», — сказал Мосокин.
В тоже время, уточняет юрист, оснований для этого сейчас нет. Причина в том, что Wildberries захлестнули скандалы, Сбер конкурирует с Яндексом, а у Ozon не такая большая доля рынка.
В свою очередь юрист Максим Клевцов рассказал «Хлебу», что норма должна пройти через Совет Федерации и вступить в силу с 1 сентября, однако для регулирования сферы этих поправок может быть недостаточно.
«Недавние митинги у офиса компании показывают, что есть немалые проблемы во взаимодействии продавцов, которые являются незащищенной стороной, и площадки. Безусловно, государство занимает позицию поддержки малого и среднего бизнеса, то есть самих продавцов. Однако хватит ли на практике данных мер для борьбы с доминирующим положением маркетплейсов и крупных ретейлеров? На мой взгляд, не совсем, и это лишь начало большой работы по урегулированию данной сферы», — считает Клевцов.
Во втором квартале прошлого года доля пятёрка крупнейших маркетплейсов от всех заказов составил 69%. Объём продаж составил более 500 млрд рублей. В этом году по прогнозам аналитиков, объем онлайн-продаж достигнет 7,4 трлн рублей.