Эту задачу можно решить с помощью качественного среднего профессионального образования.
На сегодняшний день это сфера полномочий регионов, при этом часть учреждений СПО находится в структуре высших учебных заведений. Начиная с 90-х годов, многие из ссузов были закрыты, материальная база не обновлялась, учебные программы деградировали.
Накопились и другие проблемы: некоторые из учреждений СПО выживают за счёт открытия непрофильных специальностей и здесь страдает качество. Помещения образовательных учреждений сдаются в аренду. Большинство общежитий остались на уровне прошлых лет.
Есть исключения, но их не много. Работать и обучаться в техникумах, колледжах, профессиональных училищах в большинстве случаев стало не престижно.
В сентябре планируется обсуждение этого вопроса с Правительством и регионами.
Необходимо выработать стандарты и системный подход в подготовке профессиональных кадров.
- Нужно изучить опыт регионов, добившихся успехов в этой сфере, и взять его за основу.
- Сформировать программы поддержки учреждений СПО, их материально-технической, лабораторной базы, ремонта существующих и строительства новых общежитий.
- Получение рабочей профессии должно быть бесплатным. Сегодня такая возможность есть не у всех.
Более 30% обучается на платной основе.
- Средние профессиональные образовательные учреждения должны быть более ориентированы на запрос экономики в подготовке кадров.
- При запуске крупных проектов в регионах необходимо перед их реализацией открывать профильные программы в учреждениях СПО по подготовке рабочих кадров и специалистов для них.
- Студенты и учащиеся должны быть обеспечены общежитием, питанием, одеждой.
- Стипендия учащихся должна отличаться существенно при подготовке профессиональных рабочих и специалистов по остродефицитным направлениям
Еще один важный аспект – повышение статуса преподавателей учреждений СПО и уровня их заработной платы. Мы должны создать условия, чтобы лучшие рабочие пришли мастерами производственного обучения.